Previous Entry Share Next Entry
Обучение детей. По мотивам
Ты записался?
liberties
По-моему, мамы (хотела написать "родители", но чаще всего именно мамы, и бабушки еще) зря расстраиваются, когда ребенок не может выучить буквы, не читает и не считает до 5-6 лет.

Андрею буквы показывали - еще двух не было. К 3-м он половину алфавита знал. В 4 я страдала, что соседская девочка и сын подруги уже читают. К 5 он научился читать. Кое-как. В 6 с огромным трудом осилил первую книгу (Волшебник изумрудного города) И только после этого начал читать сам.

Потом рождается Маруся, которой алфавит не сдался никак и до 5 лет она разве что МАША научилась писать, при этом вообще не помню, знала ли она, что означает каждая из букв. Но переписать любую фразу могла без ошибок и красиво. И в подготовительной группе их учат читать и она научилась. В 6 лет. Не зная почти никаких букв. Подходила и спрашивала "что за буква?" Я отвечаю - и она читает. К середине книги выучила почти весь. И Волшебника изумрудного города прочитала.

При этом я потратила много времени с сыном, сидя над книгой Жуковой, а дочь так за нее и не засадила - всему научили в детском саду без меня. И Алфавиты от Знатока у нас висели на стенах, и кубики Зайцева я им склеила.

Чтение - удобная штука:
а) это легко измеримая характеристика - читает или нет, бегло или по слогам
б) можно выдать ребенку книгу - ребенок занят
в) если подсовывать полезные книги, еще и знаний набирается

Марусина подружка в детском саду брала книгу - и ее не видно, ни слышно.

Поэтому спорить, нужно читать или нет, наверное, бессмысленно. Нужно. Но нужно ли учить силой, когда ребенок еще не готов? Сейчас думаю, сколько времени я потратила на эти буквы с Андреем, которые он бы и так выучил, причем быстрее, на пару лет позже.

Ведь столько еще интересного есть. А все зацикливаются на цветах, цифрах, сложении, буквах и чтении.

Интересуется собаками - полно информации про собак, жучками паучками - про них. Можно изучать модели машин, работу подъемных механизмов тракторов и строительной техники. Можно изучать, как меняются времена года в разных странах. Можно интересоваться происхождением земли. Я в детстве обожала Мифы Древней Греции, которые тогда были непонятны совсем и созвездия. А кто-то знал про все космические корабли, станции и космонавтов. Взять программу по окружающему миру начальной школы - там куча тем для вдохновения. Когда начали проходить, думала, ну как так? Почему к 8 годам это сюрприз-то? Те же страны-континенты-моря-океаны-столицы... Мне в детстве с этим просто было - карты на всю стену, глобусы и справочников полный дом с иллюстрациями.

По-моему, основной навык, который ребенок должен получить до школы - узнавать новое. И учить тому, что интересно, и немного по "базовым знаниям" - самое оптимальное, чтобы учеба была в охотку.

Сейчас я помню, как учила Андрея читать и вела битвы за аккуратное написание закорючек, но вообще не помню, что его интересовало до школы. Не куда я его водила, а чем... кроме шахмат... он интересовался в принципе. И жалею.


  • 1
Все так... но чтение - это такое базовое умение, которое помогает изучать все, что угодно, что не удивительно желание дать его поскорее. Лишь бы не через ремень :-)

Желание не удивительно, но, допустим, другой пример - хождение. Вроде тоже базовое умение и тоже много чему помогает, и ребенок сразу становится похожее на человека. Но при том, что многие меряются, когда кто пошел, никто же дополнительно не учит ребенка ходить с полугода, например, чтобы он пошел не в год, как многие, а в 8 месяцев, как некоторые?

И конечно хочется, чтобы научился. Мамские амбиции сложно задвинуть. Но зацикливаться не стоит и по-моему должно быть даже интереснее искать у ребенка интересы, чем просто навык давать.

Учат и ходить, и плавать, и на горшок с рождения - кому что больше нравится :-) Но я совершенно согласна насчет зацикливания! Вернее, даже не так, можно и зацикливаться, но только в том смысле, чтобы искать новые интересные способы научить ребенка тому, чему хочется тебе или ему. Для меня разница именно в способах, а не в том, чему учить. При правильном подходе научить маленького ребенка, как мне кажется, можно чему угодно и не во вред ему.

Edited at 2018-01-05 08:49 pm (UTC)

Как это не учат? Учат, я видела :)
И мы сами не то чтобы пытались учить с 6 месяцев, но ждали этого момента со страшной силой :)

Ждать и учить - разные вещи. Марусю запрещали даже развивать в этом направлении, чтобы у нее кости сперва окрепли. Потому что она очень быстро росла и вес прибавляла.

Месяцев с 9 старших держали под мышками и подвешивали над полом, чтобы они от него типа отталкивались, когда ногами машут. Теперь-то думаешь: "Зачем?" А тогда почему-то хотелось скорей :) Причем мне даже хвастаться было некому кроме как сестре, у которой дочь нашей ровесница.


Вот, про основное - соглашусь. В том смысле, что главное в самом юном возрасте привить интерес к получению новых знаний. И научить искать информацию (начать учить). У Ксю в садике была такая классная воспитательница, именно этому она и учила. Впрочем, через полгода все трехлетки у нее и читали (16 человек в группе). Она умела учить малышей. Это потрясающе

Я помню про ваш чудесный сад ;))) У Маруси я тоже считаю, что сад был чудесный, хотя в 3 года их читать не учили, всех научили в 6. Даже мальчика, который приехал из Америки и по-русски еще в сентябре не говорил вообще. Очень многое детям дали. Мне бы в голову не пришло, что 4-летку можно учить, как выбрать правильное решение, что их можно учить рисованию, показывая картины великих художников. Мне сейчас даже сложно вспомнить все, но я почти каждый день удивлялась, как воспитатели цепляли и заинтересовывали детей.

Когда мы с Марусей заходили в сад осенью, там совсем малыши были, свежачок. И они уже не только здоровались, но и задавали вопросы по тому, что им только что рассказывали. И полная заинтересованность. При этом все дети случайно туда попали, без отбора.

Я сейчас как раз Лису учу читать, и стараюсь не закицливаться, учу только потому что она сама все время спрашивала и захотела, а так я думала подождать, чтобы их сначала в школе научили по-испански читать в 4 года (у нас школа с 3 лет). Но всегда такие же мысли, боюсь перегнуть, спугнуть интерес итп. Полностью согласна с тем, что надо развивать в детях интерес к чему угодно. Но иногда уже не хватает ресурсов самим что-то придумывать. Пока что думаю наш вариант - делегировать и искать прекрасных педагогов.

А я не знаю, что лучше для двуязычных. Почти все мои знакомые начинали с русского, потому что в стране другого языка с другим языком проще идет.

Когда дети были мелкими, было много ресурсов с развивающим. Но меня клинило на как научить читать, поэтому я многим не занималась. У дочки были чудесные книги про учимся лепить и всякое из бумаги. И лабиринты-ребусы детские.

Ой, а про лепку и бумагу, ты не помнишь уже наверное, что за книги? Лабиринтов и прочих у нас миллион.

я поищу. Они либо дома, либо на даче.

Спасибо! Но только если это не слишком сложно!!

Ну ты мою позицию знаешь. учить можно, на результатах, пока мозг не созреет настаивать не стоит. Я зачитала поздно, практически уже в первом классе. Книги глотаю до сих пор, буковки - главное удовольствие в жизни. Детка до школы тоже читала едва-едва, да и потом ленилась. Я на нее насела уже перед третьим классом, чтобы хоть базовый навык был (благо к третьему классу мозг не мог не быть готовым). Ну и про то, что она читает сейчас много сама для удовольствия я не раз писала. А сюпрюг мой, научившийся читать в четыре и до школы регулярно сидевший в углу с книжкой,к чтению особо так и не пристрастился. Читает больше по специальности.

Я не говорю, что не стоит учить! Я про то, что не стоит настаивать. Вообще, если понятно, что не идет, я бы переключала на что-то другое.

Кстати, помнишь, я страдала, что Маруся буквы не знает и ты мне предлагала учить ее всякими тактильными методами? Пластилином их лепить, на бумаге всяким высыпать и еще что-то...

Оно тогда тоже не научило, но было хотя бы весело ;))) А про любовь к чтению. Вообще не зависит от того, во сколько научилась. Та самая подружка, которая с книгой в саду не расставалась и дома читала все, разоряя родителей в книжных, сейчас читает только то, что по программе задали. А Маруся не только. Но еще неизвестно, что дальше будет. Им еще расти и расти.

Вдогонку - я делала попытки учить читать в четыре, в пять, в шесть. Как только убеждалась, что глухо - отставала. В шесть и восемь научила по Жуковой читать за неделю, как раз перед экзаменом в лицей. В школу пошел читающий ребенок :)

Вот! То, что у нас почти год заняло по той же Жуковой (с 4 до 5), после 6 могло пойти быстрее. Но он хотя бы принцип начал понимать по Жуковой. На кубиках тупо запоминание идет, как это читается. Берешь другой кубик - и все, пустота. Даже если гласная та же.

Моему старшему 5 лет. Он не знает буквы, и уж тем более, не умеет читать. Ну так в школе научится. Школа ж для этого.
Я до школы умела читать (не все мои одноклассники умели). И что? Многие меня потом по чтению догнали и перегнали. Я до сих пор плохо читаю. В смысле, я читаю медленно (гораздо медленнее многих). А вслух я вообще плохо читаю. Сейчас хоть стала чуть лучше. т.к. детям приходится читать, но и то в поликлинике стыдно, что запинаясь читаю детские книжки.

Учат их в подготовительной группе детского сада, поэтому в школе на собеседовании уже просили что-то прочитать.

По-крайней мере у нас.

Тут еще вопрос, как учить. Потому что если ты запомнил слоги, так и будешь читать по слогам. Есть техники чтения. И, кстати, даже взрослым можно научиться. И скорочтению, и художественному чтению.

Чтение и рубеж (в том числе и для хвастовства:) и очень востребованная обществом ступенька к.... получению высшего образования и бумажки. И ступенька к получению знаний, конечно, но это для более узкого круга важно.

Я еще так понимаю, что для поступления в приличную школу нужны эти буквы-цвета-цифры. Нет?

В любой школе на собеседовании спрашивают, но это не играет особой роли, если ты по возрасту проходишь. А сейчас вообще электронная запись. Записывают по месту жительства удаленно в первый класс.

Буквам-цветам-цифрам учат в детском саду. В подготовительной группе всех учат читать.

Надо было написать "были нужны" :)
Некоторое время назад полно было постов о том, что надо поступать в лицеи и гимназии и что туда конкурс и экзамены. У меня осталось такое впечатление. А сейчас да, дети идут в школу по месту жительства, даже я об этом слышала.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account