Irina (liberties) wrote,
liberties

Путевые заметки 6

Рускеала

Так как ночевали мы совсем рядом с парком, приехали туда почти к открытию. Начал моросить дождик, поэтому мы стали смотреть кино, пока он не закончится. По закону подлости, закончился дождик на самом интересном месте - пришлось прервать просмотр и пойти за билетами.

С приходом к власти Екатерины II в России начались крупномасштабные поиски природного камня для строительства Санкт-Петербурга. В августе 1765 года в Рускеалу для осмотра залежей мрамора из Санкт-Петербурга приехал подмастерье каменных дел Андрей Пилюгин и сердобольский пастор Самуил Алопеус, который собирал информацию о месторождениях различных камней.

19 января 1768 года императрица Екатерина II подписала указ Сената о начале разработки мрамора в Рускеале для строительства Исаакиевского собора. На берег реки Русколки с Урала приехали мастера-каменотесы с семьями – так возник рабочий поселок Рускеала.

С 1769 года Рускеальские мраморные ломки были переданы в ведение Комиссии по строительству Исаакиевского собора. Горными работами поначалу руководили итальянские мастера. Основная добыча мрамора велась на горе Белой, названной так по цвету слагающего ее мрамора светло-серой, голубовато-серой окраски, с тонкими белыми и серыми прожилками.

Рускеальские мраморы применялись архитектором Антонио Ринальди для украшения Мраморного дворца, Исаакиевского собора (в Санкт-Петербурге), триумфальных колонн во славу русского оружия и графов Орловых (в Царском Селе и Гатчине), архитектором В. Бренном для украшения Михайловского замка, памятника Петру I, обелиска «Румянцева победам» в столице и павильона Орла в Гатчине, архитектором Андреем Воронихиным для облицовки мозаичных полов Казанского собора.

С 1819 года в Рускеале возобновилась добыча мрамора для украшения нового Исаакиевского собора, который целых 40 лет строился по проекту архитектора Огюста Рикару Монферрана.

Поскольку сразу же за мраморными ломками проходила граница со Швецией, в 1788 году на горе Конткасенмяки была сооружена небольшая русская пограничная батарея, фрагменты которой сохранились до сих пор. Во время очередной русско-шведской войны, в мае 1789 года финско-шведский отряд под командованием майора Ханса Грипенберга пытался прорваться к Сердоболю, но был остановлен огнем русской батареи, и дальше Рускеалы пройти не смог.

Больше на сайте можно прочитать.

За пределами парка расположен старый завод и действующий карьер. А в парке сейчас копают подземный проход к Светлому озеру и Рускеальскому провалу.

Окультуренность парка слегка расстраивает. Особенно когда пролетают летуны и в кадр попадают тросы:

В 1939 - 1940 годах ("зимняя" война) штольня использовалась как бомбоубежище.

Рускеальский провал "Мраморный пантеон"

Это Итальянские карьеры:

Вид на озеро Светлое:

Дочка с мужем ходили по самому краю, чем сильно меня пугали.

Их веселило, что я пугаюсь:

Когда мы вышли на маршрут, погода уже была теплой и хорошей. Потом она совсем разгулялась. Голубое небо, солнышко:

После прогулки я встала в очередь на лодки, которая в том числе собралась благодаря группе из 35 человек. Когда я сказала, что мне час пришлось стоять, оказалось, что муж засек - стояла я в очереди всего 20 минут.

За это время:

Когда мы гуляли, видели детские босоножки. В очереди обнаружилось, что у ребенка из коляски выпали босоножки. Половина очереди знала, где они лежат, девушка сбегала и их принесла.

Мужик пошел платить за лодку и обнаружил, что забыл бумажник на скамейке на маршруте. Он побежал за бумажником и вернулся очень счастливый. Бумажник лежал там, где он его оставил и содержимое было при нем.

Мы обсудили, кто где остановился. В основном народ снимал домики или квартиры (Рускеала, Сортавала).

Мне показали карту (я ее сфотографировала на телефон) и рекомендовали заехать посмотреть водопад Белые мосты. Они ближе водопада Кивач и интереснее. Я это запомнила, про этот водопад будет в следующей части.

А это нас уже запаковали в спасжилеты и мы поплыли на лодочках кататься:

С воды мраморные скалы смотрятся совсем фантастическими:

Рускеальская уточка:

Сколько часов в итоге мы пробыли в парке, я не засекла. Думаю, около 5 получилось. Митя узнал, что у них планируется собственный кемпинг и мы поехали в запланированный кемпинг в Ууксу... Но не доехали. Потому что увидели Ладожское озеро с хорошими стоянками, остановились и начали купаться.

Маруся самостоятельно установила палатку, пока я делала ужин, а Митя жег мусор за предыдущими посетителями леса.

Ребенок читал все свободное время. В гостинице и квартире, на стульчике,