Irina (liberties) wrote,
Irina
liberties

Categories:

Дед-летчик


Младший лейтенант В. И. Орлов. 1942 г.

Воспоминания Владимира Иосифовича из книги «От солдата до генерала».

Я родился в 1923 году в городе Можайске Московской области. В городе Коломне окончил среднюю школу и одновременно учился в аэроклубе, откуда в августе 1941 года был направлен в Ейское военное-морское авиационное училище (ВМАУ), которое вскоре было эвакуировано в Куйбышевскую область. Здесь в глухой деревне были организованы учебные занятия и летная подготовка на самолетах И-16. Эти самолёты постоянно выходили из строя, и полеты срывались.

Часть курсантов была направлена на базовый аэродром, где перед нами была поставлена задача освоения самолетов Р-10, которые до этого использовались в основном в училищах для подготовки штурманского состава и в боевых действиях не участвовали. После освоения Р-10 наша группа была направлена в Мордовию, где основной задачей было освоение ночных полетов для использования Р-10 в качестве легких бомбардировщиков. Вскоре была сформирована боевая 5-я авиационная эскадрилья, а 7 ноября 1942 года был получен приказ о перелете эскадрильи в город Ленинград.


Город в это время подвергался интенсивным ночным бомбардировкам, которые немцы вели с ближайших к Ленинграду аэродромов. Нашей эскадрильи была поставлена задача ночной блокировки этих аэродромов путем барражирования и нанесения бомбовых ударов по аэродромам. В результате немцам пришлось отказаться от использования ближних аэродромов и уйти на более отдаленные, что снизило интенсивность ночных ударов по городу. Аэродромы противника имел и мощное прикрытие, полеты проходили, как правило, в сложных метеоусловиях, поэтому из - за ненадежного навигационного и пилотажного оборудования самолетов наши потери были большими. К лету 1943 года 5-я эскадрилья перестала существовать. В мае 1943 года была сформирована 6-я смешанная эскадрилья, в которую вошли 10 самолетов ИЛ-2 и оставшиеся самолеты Р-10. Мне необходимо было срочно осваивать ИЛ-2. Я сделал всего несколько полетов на ИЛ-2, когда был получен приказ о нашем перебазировании на островную военно-морскую базу на островах Сескар и Лавенсари в авиационную эскадрилью, которая прикрывала с моря Кронштадт и Ленинград и обеспечивала охрану наших морских путей. Ленинград и обеспечивала охрану наших морских путей. С началом операции по окончательному освобождению Ленинграда наша 6-я эскадрилья была переброшена на Ораниенбаумский плацдарм и вошла в состав 7-го штурмового авиаполка 9-й штурмовой авиадивизии и в составе ленинградского фронта участвовала в прорыве вражеской обороны. В результате упорных боев наши войска вышли к реке Нарва и захватили плацдарм у города Гдов, вышли к Чудскому озеру.

Предстояло изгнание немцев из Эстонии. Наш полк был переброшен на остров Сарема на аэродром Кагула, значительно ближе к линии фронта, что позволило увеличить интенсивность наших ударов. Вскоре немцы были выбиты с полуострова, наши войска вышли к Ирбенскому проливу и могли контролировать проход и движение судов в Рижском заливе.

За успешное выполнение более 90 боевых вылетов я был награжден четырьмя орденами Боевого Красного Знамени. В феврале 1945 года я был направлен на Высшие офицерские курсы авиации ВМФ, а затем получил назначение на Тихоокеанский флот, где в 37-м гвардейском полку был заместителем командира эскадрильи, командиром эскадрильи, командиром эскадрильи на самолетах Ил-2 и новых самолетах Ил-10 и на самолетах Ил-2 и новых самолетах Ил-10.

В 1947 году поступил в Ленинградскую Краснознаменную военно-воздушную академию (ЛКВВА), после окончания которой в 1954 году был вновь направлен на Балтику (Таллин) в штаб ВВС 8-го флота на должность начальника отдела радиотехнического обеспечения полетов. В 1956 году переведен в Москву в управление опытного строительства авиационной техники авиации ВМФ, где прослужил более 25 лет. За активное участие в создании авиационных комплексов Ил-38, Ту-142, Ту-142М, и вертолетов Ка-25 и Ка-27 и разработки их модификаций, я был награжден орденом Трудового Красного Знамени и орденом «Знак Почета». За работу по развитию этих комплексов был награждён орденом Красной Звезды и орденом Отечественной войны 2-й степени.


Полковник В.И. Орлов, 1960 г.

В 1985 году уволен в отставку, выслуга 49 лет. С 1985 по 2011 год работал ведущим инженером Государственного научно-исследовательского института авиационных систем.

Уволился Владимир Иосифович в 88 лет, был старейшим работающим специалистом в отрасли.

Он с бабушкой:



А так они выглядели когда-то:



Я уже немного писала про него.

Кому интересно еще про летчиков (там немного и про деда).

Идущие сквозь огонь
Балтийский флот: первый в России, первый под ударом
Еще ссылка из книги про летчиков

Tags: семья
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments