Первой оказалась Дина Рубина. Сборник рассказов "Один интеллигент уселся на дороге".
(маленький, тоненький, в сумочку помещается, однако).
И оно всколыхнулось. Смотрела я на проблему эксгибиционизма по-разному, а с точки зрения Дины Рубиной - никогда.
Был даже момент, когда я их пыталась классифицировать. Типа на стройке - такие, рядом с МГУ - такие, в ЦПКиО - растакие.
Был и период, когда я ко всем мужчинам в плащах и длинных пальто относилась с подозрением. На работе он такой замечательный, а потом пойдет в парк и будет других своими комплексами выводить из эмоционального равновесия.
Впрочем, я вообще не люблю мужиков, которые носят длинные плащи и пальто....
Но я опять хотела сказать совсем-совсем не это.
Вот они ходят, бедные, то сами пугают, то других-непугучих пугаются, а можно смотреть шире...
Помнится, я какое-то время очень любила целоваться в парке. Ну все ходят и видят, какая красивая пара длинноволосая блондинка и очень симпатичный молодой человек.
Но очень симпатичный молодой человек оказался еще большим эксгибиционистом, чем я. Он любил рассказывать о своих глубинных переживаниях, о старых душевных ранах и разочарованиях в любви.
А это тот эксгибиционизм, который мало кому по душе. Воспоминания - это мифы, легенды, история, литература в конце-концов, но не жизненная трагедия, душевные раны и комплексы, которые надо холить и лелеять всю оставшуюся жизнь.
Если вытаскивать наружу свои сегодняшние переживания, на показ ли толпе, для узкой группы френдов или для лучшего друга - это может помочь пережить и продержаться. Это помогает, когда нужно понимание, чтобы пройти этот отрезок пути и шагнуть уже на другую дорогу. А регулярно копошиться в прошлом - тот самый вид, который тоже должен стать неприличным. Как вытряхивание грязного белья в буквальном и переносном смысле. Как, собственно, и эксгибиционизм. Ведь никто бы не отворачивался, не фыркал, не убегал, если хождение обнаженных в распахнутых плащах считалось бы нормой.
Впрочем, и я уже не школьница, и очень симпатичного молодого человека больше нет на этой земле, и выводы можно сделать совсем другие.
Приходит женщина к мужчине, начинает изливать свою душу, а он бежит от нее, как она от мужика в парке.
Приходит она к другому, начинает изливать свою душу, а он вместо "выслушать и посочувствовать" устраивает сеанс психоанализа, критикует и пытается свернуть ее комплексы на путь истиный цинично и прямолинейно. И бежит она от него, хватая все свои комплексы, без оглядки.
Приходит она к третьему и уже не изливает свою душу, а пытается жизнь совместную строить. Но иногда выходит в "парк" и ловит то случайных знакомых, то интернет-попутчиков, то коллег по работе, чтобы излить и найти именно то, от чего становится легче.
Что не лечит, но является именно тем наркотиком, который поддерживает стабильность.