Previous Entry Share Next Entry
Дед-летчик
Ты записался?
liberties

Младший лейтенант В. И. Орлов. 1942 г.

Воспоминания Владимира Иосифовича из книги «От солдата до генерала».

Я родился в 1923 году в городе Можайске Московской области. В городе Коломне окончил среднюю школу и одновременно учился в аэроклубе, откуда в августе 1941 года был направлен в Ейское военное-морское авиационное училище (ВМАУ), которое вскоре было эвакуировано в Куйбышевскую область. Здесь в глухой деревне были организованы учебные занятия и летная подготовка на самолетах И-16. Эти самолёты постоянно выходили из строя, и полеты срывались.

Часть курсантов была направлена на базовый аэродром, где перед нами была поставлена задача освоения самолетов Р-10, которые до этого использовались в основном в училищах для подготовки штурманского состава и в боевых действиях не участвовали. После освоения Р-10 наша группа была направлена в Мордовию, где основной задачей было освоение ночных полетов для использования Р-10 в качестве легких бомбардировщиков. Вскоре была сформирована боевая 5-я авиационная эскадрилья, а 7 ноября 1942 года был получен приказ о перелете эскадрильи в город Ленинград.


Город в это время подвергался интенсивным ночным бомбардировкам, которые немцы вели с ближайших к Ленинграду аэродромов. Нашей эскадрильи была поставлена задача ночной блокировки этих аэродромов путем барражирования и нанесения бомбовых ударов по аэродромам. В результате немцам пришлось отказаться от использования ближних аэродромов и уйти на более отдаленные, что снизило интенсивность ночных ударов по городу. Аэродромы противника имел и мощное прикрытие, полеты проходили, как правило, в сложных метеоусловиях, поэтому из - за ненадежного навигационного и пилотажного оборудования самолетов наши потери были большими. К лету 1943 года 5-я эскадрилья перестала существовать. В мае 1943 года была сформирована 6-я смешанная эскадрилья, в которую вошли 10 самолетов ИЛ-2 и оставшиеся самолеты Р-10. Мне необходимо было срочно осваивать ИЛ-2. Я сделал всего несколько полетов на ИЛ-2, когда был получен приказ о нашем перебазировании на островную военно-морскую базу на островах Сескар и Лавенсари в авиационную эскадрилью, которая прикрывала с моря Кронштадт и Ленинград и обеспечивала охрану наших морских путей. Ленинград и обеспечивала охрану наших морских путей. С началом операции по окончательному освобождению Ленинграда наша 6-я эскадрилья была переброшена на Ораниенбаумский плацдарм и вошла в состав 7-го штурмового авиаполка 9-й штурмовой авиадивизии и в составе ленинградского фронта участвовала в прорыве вражеской обороны. В результате упорных боев наши войска вышли к реке Нарва и захватили плацдарм у города Гдов, вышли к Чудскому озеру.

Предстояло изгнание немцев из Эстонии. Наш полк был переброшен на остров Сарема на аэродром Кагула, значительно ближе к линии фронта, что позволило увеличить интенсивность наших ударов. Вскоре немцы были выбиты с полуострова, наши войска вышли к Ирбенскому проливу и могли контролировать проход и движение судов в Рижском заливе.

За успешное выполнение более 90 боевых вылетов я был награжден четырьмя орденами Боевого Красного Знамени. В феврале 1945 года я был направлен на Высшие офицерские курсы авиации ВМФ, а затем получил назначение на Тихоокеанский флот, где в 37-м гвардейском полку был заместителем командира эскадрильи, командиром эскадрильи, командиром эскадрильи на самолетах Ил-2 и новых самолетах Ил-10 и на самолетах Ил-2 и новых самолетах Ил-10.

В 1947 году поступил в Ленинградскую Краснознаменную военно-воздушную академию (ЛКВВА), после окончания которой в 1954 году был вновь направлен на Балтику (Таллин) в штаб ВВС 8-го флота на должность начальника отдела радиотехнического обеспечения полетов. В 1956 году переведен в Москву в управление опытного строительства авиационной техники авиации ВМФ, где прослужил более 25 лет. За активное участие в создании авиационных комплексов Ил-38, Ту-142, Ту-142М, и вертолетов Ка-25 и Ка-27 и разработки их модификаций, я был награжден орденом Трудового Красного Знамени и орденом «Знак Почета». За работу по развитию этих комплексов был награждён орденом Красной Звезды и орденом Отечественной войны 2-й степени.


Полковник В.И. Орлов, 1960 г.

В 1985 году уволен в отставку, выслуга 49 лет. С 1985 по 2011 год работал ведущим инженером Государственного научно-исследовательского института авиационных систем.

Уволился Владимир Иосифович в 88 лет, был старейшим работающим специалистом в отрасли.

Он с бабушкой:



Я уже немного писала про него.

Кому интересно еще про летчиков (там немного и про деда).

Идущие сквозь огонь
Балтийский флот: первый в России, первый под ударом


?

Log in

No account? Create an account